E-mail
Пароль
Запомнить?
   

Документы архивного фонда Пермского края

Здравствуйте, Гость!



По умолчанию поиск осуществляется по заголовкам фондов. Для расширения поиска воспользуйтесь "Детальным поиском".
Поиск

Краевое Ггосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Коми-Пермяцкий институт усовершенствования учителей"

Номер фонда:
Добавить

Фонд № Р-310.
Крайние даты документов 1962–2011
Электронные копии документов отсутствуют

Историческая справка

С 1929 года начинает работать окружной методический кабинет, который возглавила А.П. Анучина.

04 декабря 1944 года по Коми-Пермяцкому окружному институту усовершенствования учителей был издан приказ № 1 следующего содержания:

«В связи с реорганизацией окружного школьного педагогического кабинета в институт усовершенствования учителей методистов педкабинета тов. Красикову Н.А. и тов. Шипицину А.П. укомплектовать в качестве методистов в институт усовершенствования учителй».

Приказ подписан первым директором института усовершенствования учителей Анной Трофимовой Мошеговой.

А.Т. Мошегова работала директором ИУУ с 1944 по 1949 год. Является автором первого коми-пермяцкого букваря, автор двух учебников грамматики коми-пермяцкого языка для первых-вторых и третьих-четвертых классов.

В 1949 г. институт возглавил Плотников Иван Ильич, проработавший директором до 1966 г.

В декабре 1958 года II сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования СССР», который способствовал дальнейшему развитию образования в округе. Осуществление восьмилетнего всеобуча было признано первостепенной задачей.

Институт прилагал большие усилия в подготовке кадров для обеспечения восьмилетнего всеобуча.

В 60-е годы расширилась подготовка национальных кадров, увеличилось ими комплектование школ. Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей систематически проводит курсы, семинары, консультации, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт.

В 1963-64 гг. в округе завершился перевод школ на производственное обучение.

Сессия окружного Совета, состоявшаяся в марте 1965 года, отметила что проведена работа по укреплению материальной базы школ и в основном выполнен Закон о восьмилетнем образовании. В этом была заслуга и института усовершенствования учителей.

С 1966 по 1974 гг. институтом руководила Гусева Раиса Васильевна.

В конце 60-х годов акцент делался на развитие школы с сельскохозяйственным уклоном. Методисты института изучали и обобщали опыт педагогов и школ, добившихся хороших результатов в производственном обучении. Высоких результатов добились школы: Левичанская восьмилетняя, Косинская средняя, Ошибская восьмилетняя, Кочевская средняя и др.

Осуществляется переход школ на новые образовательные программы. Учителя-предметники ежегодно проходят курсы повышения квалификации по своему предмету в институте усовершенствования учителей по своему предмету в институте усовершенствования учителей: осваивают содержание школьных программ, знакомятся с новыми методами и приемами обучения учащихся.

В 70-е годы в округе взят курс на всеобщее среднее обязательное образование. Привлечение молодежи к учебе проводилось под лозунгом «Каждому молодому труженику – среднее образование». В эти годы значительно поднялся образовательный уровень населения округа.

С 1974 по 1979 год директором ИУУ является Вялков Николай Иванович. Коми-Пермяцкий окружной отдел народного образования систематически включал методистов института в состав комиссий, изучавших состояние преподавания отдельных предметов и учебно-воспитательного процесса в целом в школах и районах округа. Эта работа требовала от методистов знаний не только содержания конкретного предмета, но и компетентности в вопросах дидактики и частых методик. Работники института в 70-е годы систематически выезжают и обучаются на курсах повышения квалификации в Центральном институте усовершенствования учителей в Москве. Полученные знания транслируют педагогам округа через семинары, плановые групповые консультации, месячные курсы повышения квалификации и др.

В 1980 году возглавил институт Сыстеров Иван Алексеевич, проработавший в должности директора 20 лет.

В 80-е годы в системе образования акцентируется внимание на идейно-политическом воспитании.

Комиссия Министерства образования, изучавшая деятельность института, отметила, что идейно-политическое воспитание отражается во всех программах курсов повышения квалификации и осуществляется в образовательных учреждениях округа.

В 80-е годы институт уделяет внимание изучению, обобщению и распространению передового опыта. В среднем в год выпускалось от 8 до 10 буклетов: «Педагогический совет как форма повышения квалификации» (опыт работы заведующего ясли-садом «Елочка» г.Кудымкара Ивановой В.В.) – 1984 г., «Графопроектор – доска без мела и тряпки» (из опыта работы учителей физики школы им. Н.Кузнецова г.Кудымкара) – 1984 г., «Применение технических средств обучения на уроках математики» (из опыта работы учителя математики школы им. Н.Кузнецова г.Кудымкара Четиной Г.П) – 1986 г. и др.

В 80-90 гг. в помощь педагогам округа издают сборники методических материалов: «Трудовая подготовка – составная часть единой системы обучения и воспитания учащихся» (1987); Боталова Л.Ф., Немитова Г.И. «Грамотаo велoтiкo, гижан уроккез понда методическoй рекомендацияэз» (1987); Мальцева Н.А. «Коми-Пермяцкая сказка в русской школе» (1993); Мальцева Н.А. «Коми-Пермяцкая литература в русской школе» (1993); Сыстерова З.П. «Пионерское лето. В помощь старшим и отрядам пионерским вожатым» (1989) и др.

Одной из форм повышения квалификации педагогов становится стажировка слушателей в школах округа. Так, только учителя русского языка и литературы прошли стажировку на базе 15 школ, учителям начальных классов была предложена такая форма повышения квалификации в 10 школах округа. Впервые вводится модульное обучение.

Институтом проводятся научно-практические и научно-методические конференции с приглашением ученых гг. Перми, Ижевска, Сыктывкара, Москвы, организуются педагогические чтения по актуальным проблемам образования.

В марте 1984 года проведены окружные педагогические чтения «Опыт работы школы и профессионально-технических училищ по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся», где с основным докладом выступил секретарь Коми-Пермяцкого ОК КПСС, кандидат исторических наук Зубов Ю.П.

В январе 1986 года проведена научно-практическая конференция по коми-пермяцкому языку и литературе «VI Международный конгресс финно-угроведов – важнейшее событие в научной жизни», на которой с докладами выступили доценты ПГПИ Гантман А.С., Ботева Е.В., Сыктывкарского государственного университета Пахорукова В.В., научные сотрудники НИИ национальных школ МП РСФСР Тудвасева З.К., Коми-филиала АН СССР Ракин А.Н., Ляшев В.А.

В 1990 г. состоялась научно-методическая конференция «Коми кыв oння олoмын» с приглашением ученых из Москвы, Сыктывкара и др. Выступил на этой конференции и сотрудник ИЯЛ АН ЭССР кандидат наук Марат Раннут, осветивший в своем докладе перспективы развития языков малых народов.

В 1993 г. для учителей русского языка и литературы национальных школ институтом впервые были проведены хозрасчетные курсы с приглашением авторов учебников и ученых из ИНП МО РФ и МГУ. Обучено около 100 человек.

На основе постановления коллегии управления образования и науки Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа от 28 декабря 1990 года в окружном институте усовершенствования учителей в феврале 1991 г. открыта кафедра общественных наук, с 11 апреля 1991 года назначается заведующим кафедрой Коньшин Анатолий Евдокимович.

В 1992 г. совместными усилиями издан учебник «География Коми-Пермяцкого автономного округа», а в 1995 г. вышло методическое пособие к учебнику «География Коми-Пермяцкого автономного округа», авторы доцент ПГУ Кузьминова Р.Г. и главный методист ИУУ Чеботкова А.Д. В 1993 г. для детей дошкольного возраста на коми-пермяцком и русском языках был выпущен литературно-художественный сборник «Полный колодец» (составители Нечаева Г.А., Никонова В.А.). Никонова является и автором учебников по коми-пермяцкому языку и чтению для начальной школы.

Сотрудники института в эти годы способствуют решению профессионально-педагогических задач, связанных с внедрением нестандартных уроков: уроков-практикумов, уроков-зачетов, уроков-семинаров и т.п. В 1992 году кабинет русского языка и литературы совместно с кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Пермского областного ИУУ подготовил и издал методические разработки нестандартных форм обучения «Урок за уроком» (составители Ведерникова Е.Д., Ембулаева Т.Е., Мальцева Н.А., Овчинникова А.Ф.). Этот сборник был своеобразным обобщением опыта проведения нестандартных уроков 30 педагогов округа и в то же время – рекомендациями для практической работы в школе.

Проводятся совместные научно-практические конференции ИУУ и научного отдела ИЯЛИ Уральского отделения Коми филиала АН РСФСР.

В ноябре 1994 г. в связи с изменениями общественно-политической ситуации в стране кафедра общественных наук переименована в кафедру гуманитарных дисциплин с сохранением содержания работы. Ряд сотрудников института работает над научными историческими и педагогическими проблемами, результатом которой стали три кандидатские диссертации (Коньшин А.Е., Мальцев Г.И., Мальцева Н.А.).

За многолетнюю плодотворную работу в образовании отмечены знаком «Отличник народного просвещения» следующие метолисты: Ведерникова Е.Д., Никонова К.А., Четина Л.Д., Сыстеров И.А., Климова Р.В., Сыстерова З.П., Овчинникова А.Ф., Трапезникова М.П.

В школах и ДОУ округа организуются эксперименты по обновлению содержания образования. Результатом явились учебные и методические пособия для учащихся и педагогов, авторами которых были методисты института и педагоги ОУ. В 2002 г. увидела свет учебная хрестоматия для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ округа «Литература родной Пармы» (авторы-составители Мальцева Н.А. и Вилесова А.С.). Активизировалось сотрудничество ИУУ с Пермскими вузами.

С 2002 по 2012 год руководил институтом усовершенствования учителей Калин Сергей Петрович.

Совершенствуется система повышения квалификации педагогов округа, система повышения квалификации педагогов округа, институт ставит перед собой задачи перехода от инструктивно-информационного, личностно-отчужденного взаимодействия со слушателями к личностно-ориентированному обучению и развития аналитической культуры педагогических работников. Усиливается психолого-педагогический блок учебных программ курсов повышения квалификации, внедряются информационные технологии в учебный процесс.

В институте функционируют кафедры педагогики, дошкольного и начального образования, гуманитарных дисциплин.

Совместно с окружным управлением образования и науки проведены научно-практические конференции «Управление качеством образования», «Преемственность детского сада и школы в условиях перехода работы на современные образовательные программы», «Проблемы обновления школьного образования». Выбор тем неслучаен. Разрешение проблем преемственности начального и дошкольного образования, обновления содержания школьного образования являются приоритетными направлениями модернизации российского образования.

Сегодня разработки и материалы сотрудников института вызывают интерес научного мира других регионов и публикуются в региональных и общероссийских изданиях. Преподаватели кафедр систематически участвуют в международных, всероссийских, краевых, региональных, научных форумах.

С 2012 года институтом руководит Тотьмянина Светлана Владимировна.

На современном этапе в повышении квалификации педагогических кадров внимание акцентируется на совершенствовании проективной культуры слушателей и их продуктивной деятельности.

Основными направлениями деятельности института являются:

- решение проблем национального образования в условиях двуязычия;

- изучение этнокультурной составляющей системы образования Коми-Пермяцкого округа;

- повышение уровня квалификации работников образования округа и края с целью роста профессионализма и компетентности, освоения новых функциональных обязанностей без получения новой специальности;

- организация и проведение научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, методической работы по проблемам дополнительного профессионального образования и консультационной деятельности;

- изучение и распространение педагогического опыта в области воспитательной, учебно-методической работы и внедрение его в образовательный процесс;

- разработка на диагностической основе приоритетных направлений образования и их научно-методическое обеспечение путем создания творческих лабораторий, временных творческих коллективов и т.д.;

- разработка учебной, учебно-методической литературы по коми-пермяцкому языку и литературе, содержания регионального (национально-регионального) компонента в образовательных областях;

- организация экспертизы научных и методических материалов, программ, учебных комплектов и т.д. по заявкам образовательных учреждений, расположенных на территории округа, органов управления образованием;

- создание материальной базы, оснащение оборудованием, вычислительной и оргтехникой института, влияющие на повышение качества образования.

С 2009 года работает лаборатория этнокультурного образования, которая решает проблемы двуязычия.

Сотрудники лаборатории работают над созданием учебников «Коми-пермяцкая литература» для основной школы и методических пособий для учителей коми-пермяцкого языка. Изданы следующие материалы:

учебники:

1. Васькина Т.А., Косова Л.А., Четина М.В. Коми-пермяцкoй литература. 5 класс, Кудымкар, 2010.

2. Васькина Т.А., Косова Л.А., Четина М.В. Коми-пермяцкoй литература. 6 класс, Кудымкар, 2011.

3. Васькина Т.А., Косова Л.А., Четина М.В. Коми-пермяцкoй литература. 7 класс, Кудымкар, 2011.

4. Васькина Т.А., Косова Л.А., Четина М.В. Коми-пермяцкoй литература. 8 класс, Кудымкар, 2013.

5. Васькина Т.А., Косова Л.А., Четина М.В. Коми-пермяцкoй литература. 9 класс, Кудымкар, 2013.

методические пособия:

1. Васькина Т.А., Галкина М.Е. Серия «Коми-Пермяцкoй округись гижиссез»;

1. Васькина Т.А., Галкина М.Е., Меркушева Т.Н., Федосеева В.В. Караваев Степан Иванович. Кудымкар, 2009.

2. Васькина Т.А., Галкина М.Е., Меркушева Т.Н., Федосеева В.В. Климов Василий Васильевич. Кудымкар, 2009.

3. Васькина Т.А., Галкина М.Е., начальнoй да основнoй школаын коми-пермяцкoй кыв литература сьoртi аттестация чулoтoм понда материаллэз. Кудымкар, 2012.

4. Войлокова Л.М., Новикова Н.Ю. Попов Николай Васильевич. Кудымкар, 2012.

5. Косова Л.А., Ермаков А.И. Зубов Андрей Никифорович. Кудымкара, 2010.

6. Косова Л.А. Художественный мир современной коми-пермяцкой поэзии (очерки). Кудымкар, 2007.

7. Литература Пермского края. Новые имена. Сб. статей под ред. В.Е. Кайгородовой, Пермь, ПГПУ, 2012.

8. Мальцева Н.А. Комплект «Коми-Пермяцкие писатели» ч.1, ч.2, Кудымкар, 2006.

электронные диски:

1. Боталов А.М., Ратегова Л.П. О Парме и народной культуре (Беседы с Василием Климовым, фольклористом, писателем, поэтом). Кудымкар, 2012

2. Васькина Т.А., Галкина М.Е. Ловья шы (Живой голос). Кудымкар, 2012

3. Томилина л.И. Эизнь и творчество Лихачёва М.П. Кудымкар, 2012

Разработана и апробируется программа по развитию речи детей дошкольного возраста но коми-пермяцком языке. Апробируются учебники по коми-пермяцкой литературе.

Более 3 тысяч педагогов округа и края ежегодно повышают квалификацию на различных курсах: курсах повышения квалификации, тематических проблемных, семинарах – практикумах. 76 % педагогов округа имеют квалификационные категории.

Приоритетным направлением в деятельности института является подготовка руководителей и педагогов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных стандартов в образовательных учреждениях округа и края. Обучено около 700 руководителей и педагогических кадров образовательных учреждений Коми-Пермяцкого округа и Пермского края по проблемам и перспективам введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Особенностью в настоящее время в деятельности института является увеличение востребованности его среди педагогов и руководителей соседних с Коми-Пермяцким округом районов Пермского края (Карагайского, Сивинского, Верещагинского, Куединского, Большесосновского, Лысьвенского, Краснокамского и Пермского). В текущем 2013 году их количество составляет более 30 % от общего числа обученных. Традиционными стало проведение мероприятий, посвященных Дню родного языка в образовательных учреждениях, родительских конференций, фестиваля «Уроки ремесла», Форума «Вместе - к развитию!», заочных и очных научно-практических конференций по различным проблемам обучения и воспитания.

Аннотация

Устав

Приказы по основной деятельности

Отчеты

Планы